Гимназия №397
   
 
 

Отрывки из работы участников районных туров олимпиад по литературе


Две "Молитвы"
(Сравнительная характеристика стихотворений М.И.Цветаевой и М.Ю.Лермонтова.)

Стихотворения Цветаевой и Лермонтова, имеющие одинаковое название "Молитва", разные и похожие одновременно. Кажется, что у этих двух произведений очень мало общего. Лирические герои обращаются к разным силам: у Лермонтова - "Матерь Божия", а у Цветаевой - "Христос и Бог". Просят молящиеся тоже о разном: героиня Цветаевой просит чуда для себя, а герой Лермонтова - о "деве невинной". Настроение стихотворений почти что противоположно: пылкая, страстная молитва Цветаевой, её порывисто-дерзкий ямб, и спокойно-доверчивый, мелодично-размеренный дактиль Лермонтова. Что может быть общего у этих стихотворений? Прежде, чем ответить на поставленный вопрос, рассмотрим каждое стихотворение отдельно.
"Молитва" Цветаевой, на первый взгляд, противоречива. Чего просит лирическая героиня? С одной стороны, она хочет мчаться, "идти под песни на разбой", страдать за всех, гадать. С другой, она просит смерти, когда у неё ещё всё впереди, "вся жизнь как книга". Но эти противоречия объединяются мыслью о том, что жизнь должна оборваться, когда она ещё кажется прекрасной.
Вообще-то, молитва обращена к двум силам: "Христос и Бог". Это словно бы разъединяет два понятия и в то же время создаёт один образ. Такой приём усиливает настроение молитвы. Человек обращается к двум верховным силам, чтобы его желание сбылось наверняка.
У Лермонтова молитва наполнена спокойной и тихой надеждой, она не такая страстная, как у Цветаевой. Даже то, что лирический герой обращается к Божьей Матери - женскому началу, придает всему стихотворению особую нежность. Звуки лермонтовской "Молитвы" очень соответствуют настроению этого произведения. Слова как будто перетекают друг в друга, образуя гармоничное целое. Звонкие непарные согласные - [м], [н], [л], - а также множество гласных придают стихам прозрачность и легкость, которые поднимают молитву ввысь. У Цветаевой доминируют звонкие согласные, такие как [д], [р], [б], [г], [ж], [в], [з], которые делают ритм стихов упругим и энергичным. Обилие выразительных глаголов во второй половине стихотворения Цветаевой добавляет динамизм и пылкость. Такая страстность немного напоминает мне очарованного Странника Лескова.
Стихотворение Лермонтова есть своеобразное противопоставление, помогающее автору добиться нужного результата. Так, например, во второй строфе есть контраст между душой молящегося и той, за кого молятся: лирический герой говорит о своей душе, что это душа странника, а молится он за "деву невинную". Богоматерь, по словам лирического героя, - "теплая заступница мира холодного". И это тоже антитеза: Богородица - тепло, а мир, нас окружающий, - холод. Такой контраст делает её образ теплее и ближе.
Оба лирических героя говорят о смерти. Но и смерть в их представлении различна. Цветаева говорит о смерти в семнадцать лет, о смерти в самом расцвете сил, в начале пути. А Лермонтов просит о покойной старости, прощальном часе и печальном ложе. Это та смерть, которая приходит незаметно и в то же время ожидаемо.
В целом, стихотворение Цветаевой состоит из отрывистых звуков, слов, понятий. Лермонтов использует протяжные, длинные звуки и слова, у него много прилагательных.
…Лермонтов оставляет надежду, что и за тебя кто-то попросит, не один ты на белом свете. Матерь Божья очень многое значит для героя Лермонтова. У Цветаевой Бог, раз появившись, почти тут же отходит на второй план, заслоненный "громким" "я" лирической героини.
Наверное, я сужу слишком предвзято, но в стихах, в поэзии первое впечатление, пожалуй, самое правильное. Мне кажется, что обе "Молитвы" шли от души, от сердца, и поэтому они такие разные и такие похожие.
Аллитерация таких звуков, как "с", "ж", "ш", наполняет молитву Лермонтова тишиной. Цветаева основной акцент делает на парные согласные "з", "с", которые и придают стихотворению резкость, отрывистость звучания; "з", "с" перекрывают звучание шипящих "ж'\ Ш.
В лермонтовском стихотворении больше существительных и прилагательных, чем в цветаевском. У Лермонтова всем существительным присуще светлое начало: "Матерь Божья", "спасение", "благодарность". Обилие прилагательных замедляет ритм текста: "Пустынную", "невинную". У Цветаевой прилагательных почти нет (это прием позднего Пушкина), что делает произведение более динамичным, резким.
Двусложный размер стиха (ямб) цветаевской "Молитвы", как мне кажется, выбран удачно: это отражает восторженность и возвышенность стихотворения (примечательно, что это был любимый стихотворный размер А.С.Пушкина)- Двусложный размер, в отличие от трехсложного, позволяет передать душевный порыв и отчетливо почувствовать настроение поэтессы. М.Ю.Лермонтов, используя трехсложный размер (дактиль), замедляет речь, давая читателю возможность проникнуться молитвой…
…Хочется отметить удачное композиционное построение обоих стихотворении Лермонтовская Молитва состоит из четырех строф, но, несмотря на такое разделение текста, мы не чувствуем остановки молитвы: произведение представляется единым монологом, вырвавшимся из души поэта. У Цветаевой повествование прерывисто, что обуславливается множеством эмоций.


Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева

…Два первых четверостишия - описание "радужного виденья" и состояния лирического героя. Первая строфа очень динамична: вот появляется радуга, вонзается одним концом в леса, другим - в облака, обхватывает полнеба и... "изнемогает". Как же достигается такое ощущение?
Прежде всего - благодаря синтаксису. Простое и сложносочиненное предложения читаются на одном дыхании, позволяя обратить внимание на эпитеты: " воздушная арка", "влажная" синева неба. Что в них? Невесомость, легкость, растворимость во всем вокруг... Впечатление зыбкости передается читателю. Удивительно и то, как описывается радуга. Как живое существо, которое может торжествовать, изнемогать, уходить за облака. Все это происходит там, наверху, а лирический герой здесь, на земле, но об этом забываешь, читая первую строфу. Такое обращение и растворение в мире, нам не подвластном, в мире чего-то Высшего, Космоса, свойственно Тютчеву. На четыре строки -только два союза; первый передает двойственность того, как появилась радуга на небе: неожиданно и ярко; другой - внезапность ее "изнеможения" (читай: исчезновения). Инверсия в первом предложении делает акцент на "минутном торжестве" арки. Для автора важно ощущение всесильности, царственной важности радуги, символа счастливой безмятежности, мирного, ничем не омраченного существования, напоминающего аркадскую идиллию.
Вчитаемся в первые две строки:
а-е-о-и-а-о-и-я-о
а-а-о-е-а-и-е-е
Ассонанс поражает: нет тяжелых -ы-, -у-, а только легкие, льющиеся звуки.
Несколько другая по характеру аллитерация:
к-к-н-ж-д-н-н-р-к
н-в-п-ж-н-н-б-с-н-в
С легкими, как вздох, сонорными согласными соседствуют -ж-, -р-, -к-. Не только мимолетность видения, но и величие, даже намек на монументальность передают они.
Нельзя не отметить и то, что в первом четверостишии Ф.Тютчев использует удивительную метафору ("воздушная арка"), создавая налет загадки, и лишь переходя ко второй строфе, понимаешь, что скрывается за ней - радуга. Чувства, эмоции переполняют лирического героя. Вот отчего предложения заканчиваются восклицательными и вопросительными знаками. Междометие, глаголы побудительного наклонения - все выражает предельную душевную напряженность героя. Только в этом, втором, четверостишии появляется глагол в настоящем времени (мы не рассматриваем последние две строки стихотворения, о них - отдельно). Прошедшее время указывало на мимолетность, непостоянство, а значит, и особую ценность радужного видения. "Оно дано нам на мгновенье"... Именно мгновенность всего вокруг нас и необходимость осознавать такую особенность мира природы, беречь ее, ибо только тогда возможна гармония, - подсказывает глагол "дано".Что было - что стало: философски осмысляется не только природа, но и бытие человека, его существование в дисгармоничном мире.

Вторая строка строфы содержит слова старославянской лексики: нега, очи. Зачем? Поэтичность, переполненность чувствами лирического героя рвется наружу, ему недостаточно таких слов, как: глаза, удовольствие, радость... Кульминация - в строке: "Еще минута, две - и что ж?" Да, и что дальше будет, что произойдет, поведай же нам, автор!
.. .Резкий спад, как с вершины горы - бух! Минорное настроение, пессимизм, обреченность, иная интонация - интонация жгучей печали, горести. Ф.Тютчев верен себе, своей обращенности к проблемам мироздания, вечным, сложным. Жизнь мимолетна, и, наслаждаясь ею, впитывая радости Аркадии, не забывай об этом, читатель!
Минутность, мгновенность и величие природы, искренность чувств и внимание к незыблемому - все это требует определенной мелодии стиха, создаваемой ритмом -пятистопным ямбом.