Гимназия №397
   
 
 

"ПОЭЗИЯ — ПРЕСВОЛОЧНЕЙШАЯ ШТУКОВИНА, СУЩЕСТВУЕТ — И НИ В ЗУБ НОГОЙ"

> Умение анализировать стихи требуется при работе над сочинением, при ответе на уроке, при попытке объяснить себе самому, почему нравятся или не нравятся стихи. Но сначала договоримся о терминологии.

Что такое поэзия?

По содержанию:

  • Мышление образами
  • То, что касается внутренней сущности явления
  • Искусство внушать чувства и мысли помимо прямых значений слов
  • Новые способы организации смысла в тексте

По форме:

   Текст, написанный стихами, то есть особым образом графически оформленный, основанный на ритме — упорядоченном повторе стоп.

НО! Не все так просто!
  • Нет рифмы — белый стих
  • Только ритм и рифма— считалка
  • И смысл, и ритм, и рифма — всегда ли стихи?


   Универсального плана, алгоритма, которым можно воспользоваться при анализе стихотворения, не существует. При этом общеизвестно, что анализ художественного своеобразия поэтического произведения предполагает рассмотрение истории создания, тематики, проблематики, идеи, композиции, образа лирического героя, языка, средств поэтической выразительности, особенностей стиха, а также значения произведения в творчестве поэта, в литературной жизни эпохи, в литературной традиции.
   Эта общая схема, однако, не содержит алгоритма, то есть последовательности операций, которые необходимо осуществить в процессе анализа. Сама возможность создания такого алгоритма проблематична, поскольку оценивать предлагается своеобразие произведения.
   Тому, кто хочет научиться разбирать лирическое произведение, но не знает, с чего начать, можно рекомендовать, имея в виду общие положения, выстроить систему вопросов.
   Возможные варианты и алгоритмов, и анализов, выполненных как учеными, так и учащимися, есть на странице примеров.